Пост

Как развивать эмоциональный интеллект? Исследования Дэниела Гоулмана

Книга Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» впервые была издана в 1995 году, но и сейчас она сохраняет свою актуальность. Тьютор по развитию эмоционального интеллекта Артем Ступак рассказывает, почему. 

 

«Безумен тот, кто, не умея управлять собой, хочет управлять другими» (с) Публий Сир

Будучи журналистом Гоулман проводил интервью со многими успешными людьми и понял, что есть в их поведении что-то такое, что напрямую влияет на достижение успеха, создание гармоничных отношений и развитие лидерских качеств. Изучив наработки и исследования по эмоциональному интеллекту предшественников, Гоулман создал свою структуру компетенций эмоционального интеллекта.


Подробнее об этом сертифицированный бизнес-тренер и тьютор по развитию эмоционального интеллекта Артем Ступак

Гоулман разделил компетенции на два вида:

 

Внутриличностный эмоциональный интеллект

 

1.      Самоосознание

2.      Саморегуляция

3.      Мотивация

 

Межличностный эмоциональный интеллект


1.      Эмпатия

2.      Навыки социального общения


А теперь обо всем по порядку.

 

Самоосознание

enmocionalnyj-intellekt-1.jpg

В эту компетенцию входят следующие навыки:


1.      Понимание своих эмоций

2.      Понимание причины возникновения эмоций

3.      Адекватная самооценка — сильные и слабые стороны

4.      Уверенность в себе

5.      Умение ставить цели и достигать их

 

Эти навыки развиваются именно в такой последовательности и вот почему: не понимая, что человек чувствует и почему, он находится в нестабильном эмоциональном состоянии. Которое влияет на его самооценку и адекватное восприятие самого себя, что напрямую влияет на уверенность в своих силах. В таком состоянии человек имеет трудности с целеполаганием и последовательным достижением результатов.


Данная группа навыков одна из самых сложных для развития и, в тоже время, основополагающая в развитии эмоционального интеллекта в целом.

 

Саморегуляция

enmocionalnyj-intellekt-2.jpg

В эту компетенцию входят следующие навыки:


1.      Управлять своим эмоциональным состоянием (как негативным, так и позитивным)

2.      Управлять эмоциональными импульсами

3.      Рациональное принятие решения в эмоциональной ситуации

4.      Эффективное управление дистрессом

5.      Создавать у себя необходимое эмоциональное состояние

 

Профессиональные руководители да и просто успешные люди умеют не только понимать себя, свои эмоции и чувства, но и управлять своим состоянием, не давая негативным эмоциям спровоцировать на непоправимые действия. Как известно, иногда, самое лучшее слово — то, которое я не сказал.

 

Живой человек испытывает и проявляет всю палитру эмоций и связанных с ними состояний: от крайне негативных до крайне позитивных. Но жить по воле страстей и, что еще хуже, принимать решения, полагаясь на сиюминутные эмоциональные импульсы, — значит отдать свою жизнь на волю случая.

 

Данная группа навыков эффективно «прокачивается» только после развития компетенции «Самоосознание». Как мы можем управлять тем, что не можем проанализировать и понять? Сначала понимаю — потом управляю.

 

Есть два вида стресса — эустресс и дистресс. Первый вариант выводит нас из зоны комфорта и дает позитивный эффект в нашей жизни. Второй же, наоборот, излишне нагружает нашу нервную систему и разрушает нас. Эффективно управлять своими эмоциями — знать и применять индивидуальные техники и методы нормализации эмоционального состояния.

 

Эмоции — энергия, которую надо уметь направлять на достижение своих целей, создавая у себя необходимое для этого ресурсное состояние. Управление эмоциями подразумевает еще и создание или возбуждение у себя нужной эмоции для решения задачи. Поэтому негативные эмоции, как и позитивные, могут послужить хозяину на пользу.

 

Мотивация

 enmocionalnyj-intellekt-3.jpg


В эту компетенцию входят следующие навыки:


1.      Понимание: почему я делаю то, что делаю

2.      Понимание своего профессионального и личного пути

3.      Оптимизм, видение перспектив и умение принимать собственные ошибки

4.      Приемы самомотивации

 

Великие открытия, успешные бизнес проекты были сделаны людьми, которых никто насильно не заставлял, не мотивировал к этому. У этих людей откуда-то было собственное желание добиться своих целей и готовность преодолеть все преграды и ошибки на этом не легком пути. 


История жизни Томаса Эдисона, Рея Крока или Стива Джобса наглядно иллюстрируют компетенцию «Мотивация». Знание своих целей, понимание, почему мне это важно и ценно, следование своей интуиции или зову сердца, готовность сделать сотни ошибок и ещк больше раз попробовать снова и снова — это способствует достижению успеха во всех сферах жизни.

 

Эмпатия

enmocionalnyj-intellekt-4.jpg

В эту компетенцию входят следующие навыки:


1.      Когнитивная эмпатия

2.      Эмоциональная эмпатия

3.      Эмпатическая забота


Когнитивная эмпатия — умение понять эмоциональное состояние другого человека по внешним признакам (вербально, невербально, паравербально).

 

Эмоциональная эмпатия — это сопереживание. Умение представить себя на месте другого человека и понять причину его эмоций: почему он так чувствует и поступает. Мы все находимся в разных жизненных обстоятельствах, которые определяют наши решения, поступки, эмоции и реакции. Понимание, что именно являлось причиной определенного действия другого человека, позволяет нам скорректировать собственное поведение с ним.


Эмпатическая забота — способность понять, в чем именно нуждается другой человек в этой ситуации от меня. Умение оказать правильную эмоциональную поддержку отличает человека с высоким уровнем развития эмпатии.

 

Навыки социального общения

enmocionalnyj-intellekt-5.jpg

В эту компетенцию входят следующие навыки:


1.      Понимание различия людей, их сильные и слабые стороны

2.      Умение устанавливать новые связи и выстраивать долгосрочные отношения

3.      Навыки эффективной коммуникации

4.      Социальный анализ

 

Положительный эффект развития первых четырех компетенций эмоционального интеллекта неизбежно тянет за собой вверх и последний пятый навык. Что логично: понимающий себя человек, умело управляющий своим состоянием, знающий, чего хочет и двигающийся к своей цели, умеющий считывать эмоции других людей, качественно лучше создает и выстраивает отношения с другими людьми.

 

И тем не менее, необходимо сознательно развивать свои навыки коммуникации, которые входят в разряд soft-skills навыков: научиться понимать различия людей, создавать и выстраивать долгосрочные отношения поможет типология поведения людей DISC


Умение красиво говорить, выступать публично, убеждать и аргументировать, понимая с каким человеком я говорю и в чем его особенности, в каком он эмоциональном состоянии делает нашу коммуникацию эффективной. И конечно же, умело защищаться от эмоциональных и других видов манипуляций — ведь как известно, мире не без «добрых» людей.

 

Социальный анализ — умение прогнозировать поведение других людей. И этот навык особенно важен для руководителя. Как именно воспримет команда управленческие решения, поставленные цели и задачи, — будет саботировать или ринется в бой, — зависит от опыта и профессионализма управленца в понимании людей.

 

Итак, подходить к развитию эмоционального интеллекта необходимо системно и последовательно, начиная развивать компетенции внутриличностного эмоционального интеллекта. И самое главное — EQ невозможно развить быстро, только каждодневное сознательное желание разбираться со своими эмоциями, чувствами и мотивами поступков даст ощутимый эффект в умении управлять собой.

 

Часто я слышу от участников тренинга EQ, что они как можно быстрее хотят научиться управлять другими. Но если нет гармонии с самим собой, разве можно ее создать с другими?

Фото:

Это интересно

Как повысить свой адаптивный потенциал

Присоединяйся к нам!